Close
Железнодорожное время - railway time - история - карманные часы

Из истории часового дела: railway time — железнодорожное время

Был в истории американских Штатов, не так давно, кстати, очень интересный период. Для наглядности давайте представим себе вполне житейскую ситуацию.

Итак, случайный прохожий где-нибудь в маленьком городке на недавно еще Диком Западе вежливо спрашивает «Который час», к примеру, у владельца местного салуна, то получает не менее вежливый ответ — «4:13» (тоже, к примеру). Буквально сразу же тот самый прохожий задает аналогичный вопрос в соседней цирюльне по соседству, и тамошний брадобрей, не выпуская из рук своих парикмахерских ножниц (к слову, здесь о них подробнее) и бросив короткий взгляд на свои часы, уверенно отвечал: «4:03». Слегка озадаченный вопрошатель, желая все-таки уточнить точное время, обращается к стоящему тут же рядом шерифу, и тот степенно открыв крышку массивных серебряных Elgin, сообщает: «4:08».

Откуда такой разнобой? Наверное, у всех перечисленных персонажей часы были плохими? Ну что вы, многие из тогдашних моделей исправно идут даже сегодня, точно отсчитывая секунды и минуты, не смотря на свой более чем почтенный возраст. Проблема была в другом.

Железнодорожное время - railway time - история - карманные часы

И состояла она в том, что до 18 ноября 1883 года, пока железнодорожное начальство США и Канады не договорилось о введении пяти стандартных часовых зон, чтобы таким образом унифицировать местное время в городах и весях всей Северной Америки, никто ни в Штатах, ни в Канаде не мог с желаемой достоверностью ответить на вопрос, «Который сейчас час?» С принятием же нового стандарта точное время во всех пяти часовых зонах начали называть «железнодорожным».

Железнодорожное время - railway time - история - карманные часы
Карманные часы Waltham «Canadian Railway Time Service» (1883 год)

Надо сказать, что в странах просвещенной Европа к такому решению пришли несколько раньше. Так подданные Ее Величества стандартизировали время по своему Гринвичу (Greenwich Mean Time — GMT) еще 6 декабря 1848 года. Впрочем, знаменитая Международная меридиальная конференция состоялась все равно в Вашингтоне в октябре 1884 года. Итогом ее, как известно, стало принятие конвенции о часовых поясах и всемирном времени, которую подписали 26 стран участниц-конференции. Документ этот действителен и сегодня.

Тем не менее, Стандартное Время Конгресс США своим постановлением ввел только 19 марта 1918 года. А до этого дня вся Америка жила, добровольно ориентируясь на «железнодорожное время» и сверяя свои часы со временем прибытия или отправления поездов, которое чаще всего отличалось от местного времени. В те годы часовщики даже часы выпускали не с одной, а с двумя часовыми стрелками, из которых одна показывала время на городской ратуше, а другая – то самое железнодорожное время. Более того, чуть позже был официально прописаны и требования для «железнодорожных часов», где среди прочего в частности указывалось, что такие часы должны:

… иметь открытый, размер 18 или 16, не менее 17 камней, с возможностью корректировки минимум по 5 позициям, показывать время с точностью плюс-минус 30 секунд в неделю, с поправкой на температурный режим от 34 до 100 градусов по Фаренгейту, а также иметь двойной ролик, стальное спусковое колесо, микрометрический регулятор, заводную коронку на 12-часах, маркировку на задней крышке, цифры обычные арабские, отпечатанные жирным шрифтом, черным по белому циферблату, стрелки крупные и черные…»

Стоит отметить также, что в 1884 году Российская Империя не присоединилась к международной системе часовых поясов, а к вопросу принятия единого времени в России вернулись только в 1919 году. Тогда правительство нового государства подписало постановление о разделении страны на 11 часовых поясов в соответствии с границами меридианов.

Железнодорожное время - railway time - история - карманные часы
Карманные часы Elgin Grade 571 B.W. Raymond с двумя часовыми зонами (1940-е)